Факультет физической культуры и спорта

Тувинского государственного университета

Кафедра физической культуры

Заведующий кафедрой физической культуры: Ондар Оргелээр Чувурекович доцент, кандидат педагогических наук

e-mail: kafedra_fk_ffkis@mail.ru

Телефон: (394) 223-14-57

Дисциплина «Физическая культура» является обязательной учебной дисциплиной, которая входит во все основные об­разовательные программы, проводится в соответствии с учебными планами ООП

Развитие физической культуры и студенческого спорта является одним из приоритетных направлений в Тувинском государственном университете. Процесс обучения дисциплины "Физическая культура" обеспечивает профессорско-преподавательский состав кафедры Физической культуры. На кафедре работают 14 преподавателей.

История развития кафедры физической культуры ТувГУ

В 1976 году при Кызыльском педагогическом институте была основана межфакультетская кафедра физической культуры. Первым заведующим кафедры был В.П. Баклыков, «Заслуженный работник физической культуры и спорта России». Кафедра физической культуры существует и по сегодняшний день. За период существования кафедры ее история наполнялась множеством событий и именами знаменитых спортсменов.

Через кафедру прошли такие знаменитые спортсмены, как заслуженный мастер спорта А. Доржу (призер Чемпионата Мира по вольной борьбе), мастер спорта международного класса Е. Тутатчикова (неоднократная чемпионка России и Европы по стрельбе из лука). За это время кафедрой заведовали: Ооржак Х.Д-Н., Ондар О.Ч., Делег А.Ч., которые внесли отдельный вклад в развитие кафедры, а также развития физической культуры и спорта в Туве. Эти преподаватели являются основоположниками факультета физической культуры и спорта при ТывГУ.

История формирования факультета физической культуры и спорта прошла несколько этапов.

В 1989 году на базе ЕГФ была открыта новая специальность «Биология и физическая культура». Было 6 выпусков, подготовлено 298 специалистов, из них 10 мастеров спорта по стрельбе из лука, 22 мастера спорта по вольной борьбе, 6 мастеров спорта по боксу, а также большое количество кандидатов в мастера спорта и перворазрядников по различным видам спорта. В настоящее время они успешно работают во всех уголках Республики учителями биологии, экологии, физической культуры, а также тренерами и судьями в ДЮСШ. Например, Соян Аяс – первый Чемпион Мира кикбоксингу, Дандар Шолбан, Ховалыг Аян, Чамзо Игорь, лучшие тренера в ДЮСШ Республики. Некоторая часть работает в силовых и административных структурах Республики. Это такие выпускники, как Сендаш Шолбан, Дамдын Володя, Даржай Омак, Саая Чойган и др.

В 1998 году открылась новая специальность «Физическая культура» на базе предыдущей специальности «Биология и физическая культура».

Факультет физической культуры и спорта был открыт 1 сентября 1998 года. Специальность утверждена приказом Министерства образования РФ № 686 от 02.03.2000 года. Коллектив нового факультета преподаватели университета, также выпускники специальности «Биология и физическая культура» отметили открытие самого молодого факультета университета.

В настоящее время работают Ооржак Х.Д-Н. доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры, декан факультета, заслуженный работник образования РТ, отличник физической культуры РФ, член Петровской академии наук и искусств г. Санкт-Петербурга.

Ооржак Х.Д-Н. кандидатскую ученую степень получил в 1982 году выполнив исследование на тему «Система организации физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства на основе использования национальных видов спорта, затем в 1996 году получил докторскую степень выполнив исследование на тему этнопедагогические проблемы физической культуры народов южной Сибири. Кроме этого в 1994 году выпустил монографию на тему: «История развития физической культуры и спорта в Туве до 1945 года». Написал много научно-методической литературы и научных статей.

Ондар О.Ч. заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, мастер спорта по вольной борьбе, заслуженный работник РТ, Ветеран спорта России, Судья всесоюзной категории, в 1998 году он награжден почетным знаком «За заслуги физической культуры и спорта в РФ», включен в книгу «Лучшие люди 20 века». В 1985 году состоялась защита кандидатской диссертации на тему: «Начальная подготовка борцов вольного стиля на основе приемов национальных видов борьбы (на примере борьбы «Хуреш»)».

Аг-оол Е.М. в 1998 году получила ученую степень кандидата педагогических наук, защитилась в г. Омске тема диссертации: «Разработка вариативной части учебной программы по физической культуре для 1-4 классов с использованием элементов тувинских национальных видов спорта, танцев и народных игр».

Сарыглар Г.Д. защитил кандидатскую диссертацию в 2002 году на тему: «Развитие и коррекция двигательной сферы учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ 8 вида Республики Тыва».

Делег А.Ч. – старший преподаватель кафедры физической культуры, тренер сборных команд по баскетболу и волейболу ТывГУ, аспирант Тыв.ГУ, Отличник физической культуры, Заслуженный работник РТ, «Ветеран труда».

Кыргыс Э.К. - к.п.н декан ФФКиС, заведовал кафедрой теории и методики физической культуры, работает преподавателем физической

культуры. «Отличник физической культуры и спорта РТ», тренер сборной команды по лыжному спорту.

Шивит-Хуурак И.К. заведующий кафедрой физической культуры старший преподаватель, «Отличник физической культуры и спорта России». Судья Всероссийской категории, первый тренер Чемпиона Мира Республики Тыва. Заслуженный работник образования Республика Тыва.

В скором времени ряды преподавателей с учеными степенями дополнят: Делег А.Ч., Мендот Э.Э., Уварова А.А., Бойбу Г.К-С., Шивит-Хуурак И.К.

В перспективе намечается разделение кафедры ТиМФК на кафедры спортивных дисциплин, психологии спорта и медико-биологических основ, спортивных единоборств.

В 2002 году открылась заочное отделение (3- годичные и 5 - годичные), также в перспективу развития факультета входят строительство спортивно-тренировочных сооружений, которое вдохновляет не только преподавателей, но и студентов. Среди студентов факультета очень много талантливых юношей и девушек, которые являются гордостью не только университета, а всего тувинского народа.

Заведующие кафедры – с 1976г. Баклыков В.П., Ондар О.Ч., Ооржак Х-Д-Н., Ондар О.Ч., Делег А.Ч., Шивит-Хуурак И.К., Сарыглар Г.Д., Салагай А.А., Шивит-Хуурак И.К., Ондар О.Ч.

Преподаватели кафедры – Шивит-Хуурак И.К.,доцент,к.п.н.. «Отличник физической культуры и спорта России». Судья Всероссийской категории, первый тренер  Чемпиона Мира Республики Тыва. Заслуженный работник образования Республика Тыва.

Делег Арана Чанмановна - старший преподаватель кафедры физической культуры, тренер сборных команд по баскетболу и волейболу ТувГУ (с 1993г.), Отличник физической культуры СССР, Заслуженный работник РФ и РТ, «Ветеран труда», Ветеран Тувинского государственного университета.

Мендот Элла Эрес-ооловна - к.п.н..доцент

Саая Менги Анатольевна - ст.преподаватель

Тарыма Чечена Владимировна - ст.преподаватель

Куулар Амыр-Санаа Шагдырович - преподаватель

Саая Рада Дозурашовна- ст.преподаватель

Мендот Эмма Эрес-ооловна – ст.преподаватель

Хомушку Владислав Владимирович- преподаватель

Саая Арат Владимирович - ассистент

Аспиранты кафедры – Саая Рада Дозурашовна. Тема работы «физическое и моторное развитие, и состояние здоровья студенток ТувГУ».

Хомушку Владислав Владимирович –